Очень часто у разных оппонентов Церкви, от весьма умеренных до самых радикальных, особое неприятие вызывают монашеская аскеза
и аскетические подвиги. В них видят издевательство над естественными
человеческими чувствами и потребностями, порой даже мрачное изуверство.
Строгий пост, отшельничество, строжайшая внутренняя борьба со страстями и т.д. многими воспринимаются как умерщвление человеческой природы, извращенное отрицание физического и духовного человеческого здоровья.
Между тем слово «аскеза» происходит от древнегреческого слова ἡ ἄσκησις (askēsis), что значит «упражнение», «практика». Оно в свою очередь происходит от древнегреческого глагола ἀσκέω (askeo), что значит «обрабатывать», «упражнять», «тренировать». И исходя из этой этимологии, аскеза – это упражнения в приближении к Богу.
Когда оппоненты монашества говорят,
что аскеза – это умерщвление человека, то с точки зрения христианской
аскетики они правы в своих суждениях с точностью до наоборот. Это
действительно борьба и умерщвление, но человека ветхого, исполненного и
испорченного страстями и грехами. Как говорил отец Александр Мень,
«аскеза – это борьба с хаосом мыслей, чувств и желаний». В христианской
антропологии считается, что человек состоит из тела, души и духа. Первые
два начала – это «плоть», тот ветхий человек, которому на смену должен
прийти человек новый, живущий по Евангелию. При этом в Православии
считается, что в наибольшей степени евангельским нормам и требованиям
соответствует монашество с его аскетическим жизнью и бытом. Монахи тем и
отличаются от мирян, что, давая обеты нестяжания, целомудрия и
послушания, они полностью подчиняют свою жизнь служению Богу. Без аскезы
же, то есть без строжайших систематических и регулярных усилий, которые
призваны подчинить телесные и душевные человеческие движения духу,
такое служение невозможно. Недаром в Древнем Патерике на вопрос «кто
такой монах», дается и такое определение: монах – это тот, кто во всем себе делает принуждение.
Конечно, аскетические упражнения
необходимы любому христианину, как монахам, так и мирянам. И пост, и
борьба со страстями, и даже разумный жизненный режим – все это виды
аскезы. Правда, как говорят Отцы Церкви, в аскезе нужно избегать всякой
чрезмерности, особенно на начальных этапах. Излишняя ревность
неподготовленных людей в аскетических упражнениях может привести к
серьезным нарушениям в жизни тела и души, а затем и духа.
Кроме того, нужно понимать, что
аскеза, понятая как самоценность, может послужить поводом к гордости и
самопревозношению. Главным критерием действенности аскетических
упражнений служит отношение подвижника к людям.
Если в подвизающемся человеке не становится больше любви к окружающим и
сознания собственного несовершенства, то все аскетические «подвиги»
напрасны и даже опасны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий